Профессиограмма — это описание требований, предъявляемых к конкретной профессии с учётом конкретных условий её выполнения. В случае преподавателя вуза, профессиограмма включает в себя следующие основные разделы.
Прежде всего, образование и квалификацию: высшее педагогическое или научное образование, наличие степени кандидата или доктора наук, а также опыт работы в лингвистической или преподавательской сферах.
Профессиональные навыки и умения: умение подбирать материал для лекций, проводить семинары, экзамены и контрольные работы, обладание педагогическими навыками и умениями.
Например, преподавателю английского языка умение планировать и проводить занятия с использованием современных методик обучения иностранным языкам, владение различными техниками проверки знаний студентов и оценки их успехов, а также коммуникабельность и организационные навыки важны для проведения полноценных результативных занятий для студентов.
Следует учитывать основные функции и обязанности: проведение занятий, в индивидуальном или групповом порядке, контроль знаний студентов, консультирование, научная работа и публикации, наряду с воспитательной и креативной деятельностью.
Психограмма преподавателя вуза включает в себя различные психологические характеристики, которые могут оказывать влияние на его работу.
Елена Кузьминова, доцент Ставропольского филиала Президентской академии, отмечает, что в первую очередь следует обладать эмоциональной выдержкой, терпимостью, контролировать поведение студентов в сложных ситуациях, иметь самообладание. Интеллектуальные способности также играют важную роль, так как умение вырабатывать новые методики обучения, анализировать и систематизировать информацию способствуют эффективной коммуникации со студентами, коллегами, администрацией и родителями студентов.
Использование профессиограммы и психограммы позволяет работодателям более эффективно подбирать кандидатов на вакансии преподавателей в вузах, учитывая их профессиональные, личностные и психологические характеристики.